Подруливающее устройство или автопилот для сельхозтехники, что выбрать?
Современное сельское хозяйство постоянно стремится повышать производительность и снижать себестоимость готовой продукции. Раньше для оптимизации работы фермеры использовали проверенные удобрения, высокопродуктивные сорта сельскохозяйственных культур, машины с экономичным расходом топлива и т. д. Теперь для решения этой задачи выбирают системы точного земледелия, способные оптимизировать большинство рабочих процессов.
- Что такое точное земледелие
- Чем отличается подруливающее устройство от автопилота
- Преимущества и недостатки систем
- Обзор подруливающих устройств и автопилотов
- Сравнительная таблица устройств
- Как выбрать подходящее оборудование
Выбрать электрический подруливатель или автопилот в каталоге →
Что такое точное земледелие
Системы точного земледелия — это инструменты, которые обеспечивают комплексный подход к решению сельскохозяйственных задач. Они гарантируют высокую точность работ, экономят ресурсы и позволяют максимально эффективно использовать каждый участок земли. Теперь фермерам не нужно сеять, вносить удобрения и обрабатывать почву «на глаз»: все эти процессы автоматизируются за счет точного земледелия.Главными преимуществами таких систем считаются следующие особенности:
- повышение точности движение агрегатов по междурядьям;
- уменьшение нагрузки на оператора;
- возможность работы в любое время суток, в том числе, ночью и в условиях плохой видимости.
Комплексная агронавигация представлена на рынке в двух вариантах: подруливающее устройство и автопилот.
Подруливающее устройство
Подруливающее устройство представляет собой электромеханическую систему, которая устанавливается непосредственно в рулевую колонку трактора и управляется контроллером. Система подсоединяется к рулевому колесу, а не к гидравлике, что значительно упрощает процесс монтажа и обеспечивает беспрепятственный доступ к управлению кабиной.
Автопилот
Автопилот — это комплексная автоматическая система, которая встраивается в гидравлику, что исключает люфт рулевого управления при движении техники. Она автоматизирует руление с помощью гидравлического или электропривода за счет сигналов, поступающих от управляющей станции, работающей с GNSS или RTK приемником.
Оператору при ведении транспортного средства остается только включать и отключать автопилот в тот момент, когда нужно перейти в режим ручного управления. В остальном система автоматического вождения полностью берет на себя управление машиной в поле: ведет технику по проложенному курсу, выполняет развороты, работает с оборудованием (останавливает разбрасывание, приподнимает культиватор), регулирует объемы внесения и т.д.
Чем отличается подруливающее устройство от автопилота
Автопилот представляет собой полностью автоматизированную систему, которая практически не требует участия механизатора. Его вмешательство, как правило, может понадобиться при появлении помех, которые не может распознать автопилот, например, при объезде препятствий.
Система автопилотирования выполняет самостоятельный разворот
Рассмотрим более подробно отличия подруливающего устройства от автопилота в соответствии с разными критериями.
Критерий сравнения | Подруливающее устройство | Автопилот |
---|---|---|
Для каких работ используется | Обычно выбирают для работ, которые не требуют высокой точности: опрыскивание, внесение удобрений, вспашка, уборка урожая, лущение стерни и т.д. Также существуют модели, которые можно использовать для проведения высокоточных работ. | Можно использовать для любых видов обработки: для опрыскивания, посева, внесения удобрений, почвообработки, боронования и пр. |
На какую технику можно установить |
Устанавливается на любую сельхозтехнику, имеющую переднее рулевое колесо: тракторы, комбайны, опрыскиватели. |
Подходит для любой сельскохозяйственной техники. |
Точность | Точность подруливающих устройств зависит от используемых дифференциальных поправок и варьируется от 30 см до 3-5 см. | Точность вождения при использовании автопилотов доходит до 2,5 см и сохраняется даже при движении на малых и сверхмалых скоростях. |
Дополнительный функционал |
|
— Технология компенсации рельефа местности. — Автоматическое управление разворотом в конце гона. — Заход на линию задним ходом. — ISOBUS контроль: приложение для управления техникой, которое позволяет взаимодействовать с любым ISOBUS-совместимым прицепным/навесным агрегатом. — Инерциальный датчик угла поворота колес: исключает виляние и повышает точность вождения. — Возможность подключения видеокамеры. |
Преимущества и недостатки систем
Каждая система уникальна и имеет как плюсы, так и минусы, которые необходимо учитывать при работе. К преимуществам подруливающих устройств можно отнести следующие особенности:
- для установки не требуется переоборудование техники, так как подруливающее устройство не затрагивает гидравлическую систему;
- система имеет минимум кабельных соединений и при необходимости ее можно легко переустановить на другие машины;
- устройство устанавливается на рулевую колонку и не закрывает доступ к другим элементам управления в кабине;
- оператор может без ограничений управлять машиной вручную, когда подруливатель выключен;
- стоимость подруливающего устройства ниже, чем у автопилотов.
Подруливающее устройство не занимает много места в кабине
Среди недостатков отмечается:- необходимость непосредственного участия механизатора в процессе работы;
- “отзывчивость” меньше, чем у автопилотов;
- вероятность снижения точности со временем, что обусловлено постепенным износом рулевой колонки и деталей подруливающего устройства;
- у некоторых моделей отсутствует технология компенсации неровности рельефа.
- наличие полноценного искусственного интеллекта: система управляет техникой с помощью датчиков и специальных контроллеров, что позволяет автоматизировать большую часть работы;
- более высокая точность ведения техники;
- возможность движения машины по всей площади поля, а не только между двумя точками;
- автоматический разворот в конце гона (у некоторых моделей);
- возможность обнаруживать препятствия и останавливаться перед ними.
Специальные датчики у автопилотов отслеживают положение техники и регулируют ее перемещение
Недостатками можно считать:- более сложную установку ввиду того, что система интегрируется в гидравлику;
- относительно высокую стоимость.
Обзор подруливающих устройств и автопилотов
На рынке представлено большое разнообразие подруливающих устройств и автопилотов, которые выполняют схожие функции, но отличаются деталями. Рассмотрим наиболее популярные варианты с кратким обзором их плюсов и минусов.
Подруливающие устройства
Электрический подруливатель российского производства, совместимый практически с любыми транспортными средствами. Система автоматически ведет технику по шаблонам движения, встроенным в агронавигатор Кампус, и достигает точности до 2,5 см при вождении. Подруливатель подходит для выполнения как пропашных, так и посевных работ.
Плюсы:
- Работа на скорости от 3 до 25 км/ч.
- Мощный крутящий момент.
- Кнопка аварийного отключения.
- На одном поле может работать сразу несколько машин: система сохранит данные о каждой.
Минусы:
- Мало встроенных шаблонов движения.
- Отсутствует технология компенсации рельефа местности.
Trimble AgGPS EZ-Steer
Плюсы:
- Простота работы и установки: система быстро монтируется, не требует долгой настройки и при необходимости может демонтироваться с одного трактора на другой.
- При ручном вращении рулевого колеса сцепление с приводом EZ-Steer автоматически выключается, что позволяет быстро перейти в режим ручного управления.
- Технология компенсации рельефа повышает точность вождения на пересеченной местности.
Минусы:
- Подруливатель не подойдет для работ, которым требуется сантиметровая точность.
Trimble AgGPS EZ-Pilot
Данная модель является более совершенным вариантом подруливателя EZ-Steer, перенявшим некоторые функции системы Autopilot от Trimble. EZ-Pilot работает на основе электромотора, который устанавливается в рулевую колонку. Подруливатель использует для навигации GPS-данные и на основании заданного курса автоматически регулирует положение рулевого колеса с точностью до 3 см.Плюсы:
- Возможность управления машиной при движении задним ходом, что позволяет точно выйти на следующую полосу (управление может длиться не более 15 секунд).
- Система EZ-Pilot имеет более мощный мотор (на 25% мощнее), чем модель предыдущего поколения EZ-Steer.
- Усилие передается сразу на вал рулевой колонки, исключая обводной ролик, что обеспечивает более точное управление техникой.
- Использование технологии компенсации рельефа местности (ориентация на местности происходит по трем осям).
Минусы:
- Стоимость выше, чем у большинства подруливающих устройств.
Автопилоты
AGDY SMART
Гидравлический автопилот, подходящий для выполнения любых полевых работ: от посева до уборки урожая. Система позволяет вести технику с сантиметровой точностью на высоких и низких скоростях. Встроенные датчики учитывают угол наклона транспортного средства, а технология компенсации рельефа местности позволяет вести трактор в полях с перепадами высот. В комплект входит базовая станция RTK, которая обеспечивает точность вождения до 1,5 см.
Fj Dinamik
Универсальная система параллельного вождения Fj Dynamik – это высокотехнологичное решение, совместимое со всеми единицами самоходной техники и подходящая для любых сельскохозяйственных операций. Датчик положения кузова измеряет уровень наклона машины и уровень крена, датчик угла поворота колес и GNSS антенны передают данные о местоположении ТС, что обеспечивает высокую точность при ведении агрегата.
Плюсы:
- Система уже разблокирована до RTK, что позволяет ей работать с точностью до 2,5 см без платных подписок.
- Максимальная рабочая скорость системы: 30 км/ч, средняя рабочая скорость: 15 км/ч.
- Возможность подключения ISOBUS управления и авторазворота.
Минусы:
- Для старых моделей автопилота функцию авторазворота необходимо приобретать отдельно.
Trimble AgGPS Autopilot
Автопилот от Trimble предназначен для полностью автоматизированного вождения сельхозтехники с точностью до 2,5 см. Навигационный контроллер позволяет компенсировать все неровности поля, а при отклонении машины от курса система корректирует направление и возвращает агрегат на исходную позицию. Данная модель — отличный выбор для местности со сложным рельефом, где проводятся сложные работы на пропашных культурах.
Плюсы:
- Полностью автоматическое прохождение рядов без участия тракториста. При этом в случае необходимости оператор может в любой момент перейти на ручное управление.
- Технология автоповорота в конце полосы позволяет автоматически выполнить разворот по наилучшей траектории.
- Компенсация рельефа местности обеспечивает точную работу системы на склонах и полях с грубым рельефом.
- Скорость до 40 км/ч.
Минусы:
- Гидравлический автопилот требует более длительной установки.
CHCNAV NX510
NX510 — это универсальный электрический автопилот, совместимый с новыми и старыми моделями тракторов, опрыскивателей и другой сельскохозяйственной техникой. За счет сантиметровой точности обработки система подходит для любых видов работ: плантажной вспашки, посадки, уборки, сбора урожая и пр. Комбинированная технология компенсации рельефа местности GNSS+INS обеспечивает высокую точность вождения и отличную производительность. Система представлена в двух вариантах: NX510 Pro и NX510 SE.
Плюсы:
- Уровень точности между проходами до 2,5 см даже на сложной местности.
- Большое количество встроенных шаблонов движения: прямая АВ, линия А+, движение по кругу, неправильная кривая и разворот.
- Функция автоматического разворота.
- Удобная камера со светодиодной подсветкой облегчает работу.
- Систему легко переустановить с одной машины на другую.
Минусы:
- Модель NX510 SE не поддерживает платные поправки для увеличения точности.
Автопилот AGDY
Полностью автоматизированная система параллельного вождения, предназначенная для разных видов сельскохозяйственных работ: посев, почвообработка, опрыскивание, уборка урожая и т.д. GNSS антенна и датчик угла поворота обеспечивают высокую точность работы: 2-3 см. Оператор может работать со скоростью 0,7 – 15 км/ч, вне зависимости от выбора траектории, времени суток и погодных условий.
Плюсы:
- Автопилот уже разблокирован до RTK и не требует дорогостоящих подписок.
- Максимальная рабочая скорость при использовании системы — 30 км/ч.
- Функция авторазворота.
- ISOBUS-контроль.
- Небольшое число встроенных шаблонов движения.
Плюсы:
- Датчик угла поворота колес отмечает любые изменения угла наклона и возвращает машину на исходный маршрут.
- Поддержка разных видов беспроводной связи: Wi-Fi, 3G/ 4G LTE.
- Встроенный в дисплей 4G модем через сервер позволяет синхронизировать взаимодействие сразу нескольких тракторов.
- Номинальный крутящий момент меньше, чем у других автопилотов.
Сравнительная таблица разных устройств
Устройство |
Кампус Лейос |
Trimble AgGPS EZ-Steer |
Trimble AgGPS EZ-Pilot |
AGDY SMART |
Fj Dynamik |
Trimble AgGPS Autopilot |
CHCNAV NX510 |
AGDY электрический подруливатель |
Tersus AG990 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Точность вождения, см |
до 2,5 |
до 5 |
до 2,5-3 |
до 1,5-2,5 |
до 2,5 |
до 2,5 |
до 2,5 |
до 2,5 |
до 2,5-3 |
Дисплей |
8 дюймов (20х10 см) |
Система совместима с дисплеями Trimble CFX-750 (20,3 см) |
20,3 см |
8 дюймов (20х10 см |
10,1 дюйма (25,5 см) |
20,3 см |
10,1 дюйма (25,5 см) |
10,1 дюйма (25,5 см) |
10,1 дюйма (25,5 см) |
Максимальная скорость, км/ч |
25 |
40 |
40 |
30 |
15 |
30 |
30 |
30 |
— |
Автоматический разворот |
Нет |
Нет |
Есть |
Есть |
Есть |
Полуавтоматический разворот в конце загонки (достаточно повернуть руль в конце загонки в нужную сторону и трактор автоматически встанет на следующую загонку). |
Есть |
В качестве дополнительной опции |
Есть |
Интеграция в гидравлику |
Нет |
Нет |
Да |
Да |
Нет |
Да |
Нет |
Нет |
Нет |
Поправки |
RTK |
— бесплатная EGNOS (15-30 см); — бесплатная OnPath (15-30 см); — Omnistar VBS (15-20 см, с курсоуказателем CFX-750 DGPS); — Omnistar HP/XP (5-10 см, с с курсоуказателем CFX-750 HP/XP). |
— бесплатная OnPath (15-30 см), RangePoint Rtx (15 cм), в течение 30 мин; — Omnistar HP/XP (5-10 см, с курсоуказателем Trimble CFX-750 HP/XP); — RTK/CenterPoint Rtx (3-5 см). |
Разблокирован до RTK |
Разблокирован до RTK |
— Omnistar HP/XP (5-10 с); — RTK — 2,5 см (на расстоянии 15-20 км от станции) |
RTK |
Разблокирован до RTK |
RTK |
Страна-производитель |
Россия |
США |
США |
Китай |
Китай |
США |
Китай |
Китай |
Китай |
Как выбрать подходящее оборудование
Подруливающее устройство, как правило, выбирают для работ, которые не требуют сантиметровой точности выполнения: опрыскивание, внесение удобрений, вспашка и пр. Для них вам не понадобятся специальные датчики, которые будут определять местоположение техники с высокой точностью. Сама по себе система довольно простая, и её основная задача — снизить нагрузку на оператора при ведении трактора.
Автопилот — технологически более продвинутое устройство, которое автоматически ведет транспортное средство по указанному маршруту. Оно не только освобождает оператора, но и увеличивает производительность работ. Кроме того, система автопилотирования позволяет проводить операции с сантиметровой точностью, поэтому ее стоит выбирать для посева, междурядной обработки и т.д.
Подруливающее устройство и автопилот способствуют автоматизации предприятия и улучшают результаты работ, минимизируя (а иногда и полностью исключая) человеческий фактор. При выборе подходящего варианта ориентируйтесь в первую очередь на стоящие перед вами задачи и результаты, которых вы ожидаете достичь при внедрении новых технологий.
- Комментарии